Зарождение жанра нюУ историков нет единого мнения относительно того, когда именно
появились первые изображения в жанре обнаженного тела. Разные источники
называют 1841, 1844 и 1849 годы. Известно, что уже в начале 1840-х в
Лондоне Энтони Клоде поместил объявление, в котором приглашал на показ
«дагеротипных изображений с обнаженной натуры». Примерно в это же время
парижская фирма Lerebours, уже имевшая в своей коллекции архитектурные
виды, стала предлагать фотографические этюды обнаженной натуры для
художников.
Активное производство так называемых академий (фр. Académie; англ.
Academy figures; нем. Academien) начало развиваться около 1850 года.
Как правило, это были тонированные альбуминовые или калотипные
отпечатки. Создавая подобные изображения, фотограф исправно следовал
двум вещам: иконографии западноевропейского искусства, в частности
академическому рисунку, и традиционному студийному стилю.
z
Гауденцио Маркони, Мужчина с посохом, 1870 г.
Эжен Дюрье/Эжен Делакруа. Обнаженная натура. 1854 г.
z
Обнаженная модель располагалась в окружении копий античных скульптур
или многочисленных драпировок, фон был либо нейтральным, либо в виде
рисованного задника с романтическим пейзажем и архитектурными мотивами.
Женские модели позировали в образе Дианы или амазонок, одалисок в духе
Энгра, Весны Боттичелли, мужские — Геркулеса, Каина и Авеля и других. В
конце века появились изображения, сделанные на открытом воздухе.
Обнаженная натура в виде живых моделей, гипсовых слепков, литографии
и гравюры использовалась художниками в образовательных целях начиная с
эпохи Ренессанса, но благодаря фотографии эта практика стала дешевле и
доступнее. Были у фотографии и другие полезные преимущества. Одно из
них, по мнению известного художника Эжена Делакруа, заключалось в том,
что подобные этюды давали возможность разглядеть такие детали и нюансы
человеческого тела, которые недоступны взгляду при работе с живой
моделью. К тому же практически до конца XIX века живые модели были
запрещены в классах Академии изящных искусств. Обладая всеми этими
качествами, фотографические этюды постепенно вытеснили гипсовые рисунки
и литографию.
z
Бернар Жульен, Рисунок обнаженной натуры. Литография, 1833 г.
z
Известные художники не просто пользовались готовыми альбомами,
обильно представленными на художественном рынке, но и заказывали
фотографические «этюды с натуры» специально для своих произведений. В
результате содружества художника Эжена Делакруа и фотографа Эжена Дюрье
в 1854 году появился альбом, состоящий из 32 фотографий обнаженных
моделей. В этом союзе художник отвечал за постановку поз, наиболее
подходящих для его будущих произведений. Работая над «Аргонавтами» и
«Странствующим поэтом», Густав Моро также использовал фотографии,
сделанные для него его секретарем Анри Руппом. Художник сам
режиссировал необходимые позы, используя шесты, стулья и постаменты.
Основатель художественного течения реализм Густав Курбе не мог в
своем творчестве пройти мимо фотографии. Он не только коллекционировал
снимки обнаженной натуры, но и активно использовал их в своей работе.
Известно, что художник обращался к фотографии Валлу де Вильнева для
изображения фигуры природы в картине «Ателье», а также в «Купальщицах».
Создавая ряд других произведений, Курбе искал вдохновения в фотографиях
эротического содержания.
z
Карл Фридрих Хабер, Обнаженная женская натура в Каире.1874 г.
Неизвестный автор, Этюд обнаженного ребенка. 1880 г.
z
Художники Альфонс Муха и Эдвард Мунк сами делали фотографические
этюды для своих произведений. И хотя художник Феликс Валлоттон неплохо
фотографировал, в качестве источника для женской фигуры в картине
«Лето» (1912) он использовал снимок неизвестного автора из альбома
Academic Study. Подобные пособия не были редкостью, особенно к концу
века. Прекрасный тому пример — альбом Луи Иго 1880-х годов. Это
своеобразная энциклопедия не только для изучения пропорций и структуры
тела, но и выражения эмоций, жестов и поз, восходящих к произведениям
античности и старых мастеров.
В 1890 годах такие художественные журналы, как Die Kunst für Alle
или Art Journal, предлагали огромное количество фотографических «этюдов
с натуры» для художников. Например, в Германии в период 1891–1914 годов
было выпущено более чем 35 листов и широкоформатных книг с фотографиями
обнаженных женских и мужских моделей для художников под общим названием
Der Aktsaal. Во Франции А. Вигнола издал целых три тома L’Etude
académique. Recueil de documents humains, которые содержали более чем
1650 изображений этюдов с натуры.
z
А. Вигнола, лист из тома Академические этюды. 1903-1905 гг.
Неизвестный автор. 1860 г.
z
Начиная с самого раннего периода фотография в жанре обнаженного тела
играла различные социальные роли: художественное ню, изображения
эротического и порнографического содержания, снимки для науки и спорта.
При этом, как правило, границы между этими категориями были размыты.
Фотографы первого поколения — Жульен Валлу де Вильнев, Эжен Дюрье, Луи
Камиль де Оливер, Феликс Молин — преследовали не только практические,
прикладные, но и художественные задачи.
Совсем другое дело фотографы следующего поколения, интересовавшиеся
в основном экономическим потенциалом подобных снимков. Для многих из
них художественный контекст был всего лишь уловкой: обозначая свои
листы, явно эротического, а не образовательного толка, пометкой
«академические этюды», они пытались избежать конфискаций, штрафов и
судебных разбирательств. Возможно, что именно по этой причине множество
снимков, стилистически выполненных «на грани», не подписывались.
z
Луи Иго, лист из Альбома этюдов. Позы. 1875-1880 г.
Неизвестный автор, Обнаженная натура. 1908 г.
Феликс Валлоттон, Лето. Холст, масло. 1912 г
Источник: http://prophotos.ru/ |