Что и чем фотографировать в путешествии...
«Глаза Стерна были так устроены, что маленькие вещи часто виделись ему крупнее больших». Вирджиния Вулф о «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» Лоренса Стерна.
Собираясь в путь
Что является приоритетным направлением вашей фотографической деятельности? Портреты? Пейзажи? Жанровые сцены? Дикие животные? В
каждом случае выбор аппаратуры должен быть свой. Нет смысла тащить с
собой технику на все случаи жизни: нельзя объять необъятное, а вес
взятого с собой будет постоянно давить вам на плечи, накапливая
усталость и ухудшая мобильность. Когда вы много перемещаетесь и
физические нагрузки велики, на первое место выходит ваша выносливость и
способность концентрироваться на объекте съемки. Кому-то может
показаться, что, скажем, пять объективов дают больше возможностей, чем
два. Однако зачастую большое количество аппаратуры путает фотографа и
не используется им в полной мере. Если наглядно — лучше мучиться
выбором между двумя объективами, чем иметь с собой пять и,
соответственно, тратить на это в пять раз больше времени и сил. Отсюда
рекомендация: берите в путешествие только проверенную лично вами
технику, с которой вы чувствуете себя комфортно; все необходимые тесты
и эксперименты проведите заранее. Возвращаясь к вопросу о количестве
аппаратуры: творческий выбор всегда интереснее технического!
Разумеется, набор аппаратуры для автопутешествия может быть существенно
тяжелее, чем для пешего похода по горам, однако общее правило при
съемке путешествий такое: чем меньше вес, тем проворнее руки и глаз.
z z z
Вес и объем аппаратуры
Те, кто всерьез занят съемкой путешествий, склонны оптимизировать не
только количество техники, но и ее вес и объем. Выбор системы — вопрос
для отдельного исследования, но в отношении оптики доподлинно известно:
зум-объективы почти всегда объемнее фикс-фокальных, кроме того, они
обладают меньшей светосилой. У «фиксов» лучше и оптические
характеристики (резкость, искажения и т. п.). На мой взгляд, сказанное
является мощным аргументом в пользу «фиксов» для путешествий. Конечно,
вам придется привыкнуть к «зуммированию ногами», но очень скоро вы
раскроете весь спектр возможностей объектива и станете снимать с лучшим
качеством в условиях недостаточной освещенности. Прибавьте к этому
меньший вес, меньший объем и зачастую меньшую цену, и вы оцените
преимущества «фиксов» для путешествий.
z z z
Светосильная оптика
Как известно, хорошего света много не бывает. В этом смысле
бюджетные зумы с переменной диафрагмой 3.5–5.6 и даже профессиональные
с постоянной диафрагмой 2.8 — не конкуренты «фиксам» с диафрагмой 1.4.
Кроме самой картинки, разница будет видна в комфортности съемки в
условиях низкой освещенности: вы сможете работать с более низким ISO и
выиграть в качестве. Путешествие — это всегда неожиданные повороты и
встречи. Очень часто вы будете перемещаться с яркого солнца в
прохладный полумрак помещений и радоваться тем возможностям, которые
дает вам ваш 50 мм или 35 мм с диафрагмой 1.4. Если говорить о
длиннофокусной светосильной оптике — она обойдется дороже двух
указанных объективов. А при работе с длиннофокусными, но не
светосильными объективами на длинных выдержках помогут стабилизаторы
изображения.
z z
Штатив — за и против
На этот счет существует множество точек зрения, но готового решения
нет. Кто-то принципиально за штатив, кто-то категорически против. Мои
соображения: штатив хорош тем, что от его использования всегда можно
отказаться. Рекомендация: не очень дорогой и не очень тяжелый, но
достаточно устойчивый штатив. Такой штатив я обычно оставляю в отеле на
дневное время, когда точно знаю, что он мне не понадобится, а забираю
только в ранние утренние или вечерние/ночные часы, когда в нем
возникает необходимость. На мой взгляд, такое решение вопроса более
правильное, нежели выбор легкого портативного штатива, который
болтается с вами постоянно, занимает место и давит на плечо, между тем
недостаточно стабилен и, как правило, довольно дорог. Помните также,
что в связи с требованиями безопасности при авиаперевозках штативы
лучше сдавать в багаж. Если вы не сделали это, вас могут остановить
непосредственно на личном досмотре, и тогда забот будет существенно
больше
z z
Куда это все сложить?
Аппаратуру можно носить в сумках (удобных и функциональных, на
молнии и на карабинах), рюкзаках с лямками через одно или два плеча, а
также в поясных сумках, навесных «карманах» и просто в чехольчиках,
рассовав их по карманам верхней одежды. Во многом выбор — дело вкуса
фотографа, но зависит это также от условий съемки и количества техники.
Важные факторы, которые стоит учитывать: пыле-, влагозащищенность
(самой ткани, стыков или молний и т. п.), наличие специального
«капюшона» на случай дождя, удобство ношения сумки или рюкзака в толпе,
возможность быстро вынуть и убрать аппаратуру, сменить оптику.
Безусловно, важна и специфика путешествий.
Для водных походов, например, сейчас предлагаются полностью герметичные сумки.
z z z
Полезные — и не мелочи
Сюда относятся бленды, фильтры, салфетки для чистки оптики,
спусковые тросики для съемки со штатива, а также такая простая штука,
как батарейки. О выборе всех этих вещиц написаны тома, и нам просто
нужно не забыть прихватить их с собой. Для защиты аппаратуры в условиях
крайне высокой влажности можно использовать силикагель. Для защиты от
дождя и брызг в ряде случаев подойдут обычные чистые полиэтиленовые
пакеты, но помните, что класть в них можно только сухую аппаратуру.
Если на аппарат попала вода, надо предварительно его высушить, чтобы в
пакете не случился парниковый эффект — очень некомфортная для техники
среда.
z z z
Погода в месте съемки
Стоит учесть фактор погоды не только с точки зрения одежды, но и с точки зрения света (солнечно, туманно и т. п.). К
примеру, мне довелось дважды путешествовать по Китаю зимой, когда свет
в центральных и южных провинциях особенно мягок, а солнечные дни редки
— замечательные условия для черно-белой фотографии. Также неплохо
заранее осведомиться о продолжительности светового дня: это поможет
понять, где и до какого времени вы можете находиться. Далее по месту
можно понять, где находится солнце, и спланировать день.
Как одеться
С одной стороны, это вопрос сугубо личный, с другой — есть свои
тонкости. Разумеется, первый принцип — одеваться по погоде. Я бы
посоветовал одежду с большим количеством карманов, причем
застегивающихся на молнию или пуговицы. Для особо ценных вещей —
внутренний карман на надежной застежке, а также «карманы», вешающиеся
на шею, или «секретки» вокруг пояса. А для ношения денег — специальные
ремни, куда можно спрятать купюры. Все это добро можно купить почти в
любом аэропорту, правда, степень удобства будет различной. Опыт
подсказывает, что лучше всего подходят «секретки» из мягкой ткани,
которые не слишком видны под верхней одеждой и даже под легкой рубашкой.
z z
Осторожными стоит быть с солнечными лучами в экзотических странах,
лучше носить рубашку с длинным рукавом, а на голове — нечто,
прикрывающее не только саму голову, но и уши, которые в таких странах,
как Индия, могут обгореть до волдырей даже в январе. Внимательно стоит
отнестись к защите от насекомых, особенно если известно, что они
переносят, скажем, малярию.
Обувь — вопрос чрезвычайной важности. Она должна быть, во-первых,
притертой к ноге, во-вторых, приспособленной к длительному хождению
(хорошая амортизация, способность «дышать»). Кроме того, если есть
вероятность дождей, стоит положить в багаж пару обуви на этот мокрый
случай. Как правило, я беру с собой привычные кроссовки и горные
ботинки, иногда — сандалии спортивного типа (они пригодятся, скажем,
для прогулок под дождем в теплую погоду или для съемки в воде: ноги
защищены от возможных повреждений и быстро сохнут).
Тщательно подберите носки: не забудьте про термоварианты для
холодных условий, а также проверьте, насколько хорошо (плотно) носки
сидят на ноге. Носок, который сползает при длительном хождении, натрет
вам ногу. Теперь представьте, что в этот день вам надо снять водный
фестиваль на какой-нибудь особенно желтой реке в Китае — а у вас на
пятках прорвавшиеся мозоли, величиной с пятак каждая…
В дождь очень помогут плащи-пончо с широкими рукавами. В продаже
имеются специальные плащи для фотографов, но они мало подходят для
уличной фотографии, пончо в этом отношении удобнее: хорошо защищают, да
и камера под ними не видна, а достать ее — пара движений.
Наконец, стоит принимать решение по цветовой гамме — не только
ориентируясь на погоду, но и учитывая возможность слиться с толпой.
Все-таки чем меньше фотограф привлекает внимание, тем удобнее: если вас
заметят в толпе на пару секунд позже, это даст вам лишний шанс сделать
кадр.
z z z
Чек-лист
Составьте перечень необходимого, чтобы ничего не забыть. Кстати, это
касается не только аппаратуры. По сути, если речь идет о путешествии с
фотографическим уклоном, даже не относящиеся к фотографии детали могут
сказаться на съемке как положительно, так и отрицательно. Так что
вдумчиво отнеситесь к составлению списка, все пункты важны. В
фотографии мелочей нет, и миллиметр, по словам Картье-Брессона, имеет
значение. В путешествии тоже нет мелочей, и часто малое видится там
крупнее большого.
Продумайте все заранее. Маршрут, цели поездки, ваши идеи, аппаратура, экипировка — все это звенья одной цепи. Не откладывайте сборы на последний момент: под рукой или в магазине может не оказаться как раз самого простого и необходимого.
Для читателя все сказанное выше — чужой опыт, и чтобы он стал своим, надо прожить различные ситуации самому. В конечном счете универсального опыта не существует, поэтому так редко можно дать универсальный совет.
Другими словами, если вернуться к Стерну: «Нередко Стерн долго и
обстоятельно рассуждает о тех или иных событиях, пока наконец не
решает: все равно тут нет ни слова правды» (Жан Поль).
z
Источник: http://prophotos.ru/ |