Япония глазами Беато
(1 часть)
Британский фотограф и путешественник Феличе Беато
открыл для европейцев окно в неизведанный и волшебный мир Востока. Дата
рождения этого человека, согласно разным источникам, варьируется от
1825 до 1834 года, национальность определить также довольно трудно:
Беато родился на острове Корфу, который в то время находился под
контролем британского правительства, однако еще раньше Корфу был
территорией Венеции, и это во многом объясняет тот факт, что в
некоторых исторических записях Беато упоминается как итальянец.
Свою первую фотокамеру Феличе Беато
приобрел в Париже в 1851 году. Примерно в то же время он встречает
фотографа Джеймса Робертсона, который до этого работал гравировщиком, и
они вместе едут в Константинополь. Очень скоро фотография перестает
быть обычным увлечением, и друзья становятся партнерами, в 1854 году
они открывают собственное дело и называют его «Робертсон и Беато». На
некоторых снимках фотографа нас смущает подпись А. Беато, тут же
возникают предположения, что он мог пользоваться псевдонимом или что у
него было двойное имя. Еще более странным и удивительным является тот
факт, что в одно и то же время появляются снимки из разных частей
света, но с одинаковой подписью, а это физически просто невозможно.
Оказывается, у Феличе Беато
был брат Антонио, который тоже занимался фотографией, и его именем по
неизвестным причинам пользовался Феличе. Более того, студия «Робертсон
и Беато» позднее стала называться «Робертсон, Беато и Ко», где под Ко
подразумевался именно Антонио.
z z
Почему же мы говорим о Беато как о жанровом фотографе? Ведь в
студиях в то время (да и сейчас) в основном делались портреты,
изготавливались архитектурные фоторепродукции, ставились многочисленные
эксперименты по улучшению качества отпечатков и техническому
совершенствованию фотокамер. Однако студийная работа привлекала Беато
гораздо меньше, нежели путешествия в разные части планеты: он посещает
страны Средиземноморья, Индию, Китай, Японию, старается уловить тонкую
неповторимую атмосферу каждой страны, запечатлеть богатство
национальных традиций и отобразить все то, что привлекло его внимание
как иностранца. Беато не упускал ни единой детали: одежда, обстановка,
манеры, присущие людям разных национальностей… Его интересовали все
стороны жизни местного населения.
Фотограф вел хронику Крымской войны и Второй опиумной войны между
Великобританией и Китаем, в своих фотоальбомах он старался полностью
воссоздать хронологию событий, даже если съемка была
непоследовательной. Стоит отметить, что в то время фотожурналисты были
лишены многих технических возможностей, поэтому фотографии были
статичны и не могли передать, к примеру, триумф победителей или боль и
страдания побежденных, хотя именно к этому стремился Феличе Беато.
Не стоит забывать, что Беато был все же коммерческим фотографом, и
ателье в то время приносили гораздо более хороший и стабильный доход.
Поэтому в перерывах между дальними поездками Беато работает в студиях,
которые открывает сам или присоединяется к частному бизнесу коллег в
разных частях света: в Константинополе, Фивах (Египет), Йокохаме
(Япония) и, наконец, в Бирме. В студии он, как и многие коммерческие
фотографы того времени, занимается тиражированием своих снимков:
прикрепляет готовые изображения на гладкую поверхность с помощью
специальных кнопок и снова их фотографирует. На некоторых его
фотографиях по краям остались круглые следы от кнопок, но ни это, ни
тот факт, что с каждым новым снимком теряются детали и фотография
становится совершенно нерезкой, не заботит Беато.
z z
Помимо копирования многочисленных жанровых портретов и снимков
житейских сценок, привезенных им из Японии, Беато осваивает технику
цветной печати, или, иными словами, технику раскрашивания готовых
изображений; изготавливает объемные панорамы, ну и, конечно же,
фотографирует клиентов и продает снимки, сделанные во время путешествий.
О последних годах жизни человека, имя которого навсегда останется в
истории жанровой, репортажной и пейзажной фотографии, также практически
ничего не известно. Можно предположить, что после 1899 года он уже не
фотографировал, так как до нас не дошло ни одной карточки того времени
с его подписью. В 1907 году последняя созданная им компания становится
банкротом и, предположительно, вскоре после этого умирает сам Беато.
В настоящее время его фотографии находятся во многих частных
коллекциях, так как в свое время их было распродано великое множество и
они перепечатывались новыми владельцами для последующих продаж. Но
настоящая ценность заключается в том, что с помощью его репортажей
европейцы имели возможность узнать о том, как живут люди в других
странах и на других континентах, что происходит в мире, а современное
человечество имеет наглядное представление о традициях и обычаях своих
предков.
Источник: http://prophotos.ru/ |