Ню
Ню — художественный жанр в скульптуре, живописи и фотографии,
изображающий обнаженное человеческое тело. Само слово «ню» (nu) в
переводе с французского языка означает «обнаженный». В немецком
варианте этот жанр называется «акт» (akt).
С момента своего появления фотография не могла остаться в стороне от
изображения обнаженного человеческого тела. Уже в 1840 году в Париже
появились первые дагеротипии с изображением обнаженной натуры под
названием «академия» или «академический этюд», используемые в качестве
пособий для художников. Сами живописцы также обратились к фотографии
обнаженного тела — художник Валлу де Вильнев в начале 1850-х годов
создал прекрасные образцы жанра ню в строго академическом вкусе. Его
так называемые этюды с натуры повлияли на многих художников, в
частности на творчество Г. Курбе.
Фотомонтаж, изобретенный в 1851–52 годах, открыл неограниченные
возможности для авторов художественных ню. Технология заключалась в
печатании одного конечного снимка с нескольких коллодиевых негативов.
Таким образом были созданы, например, фотографии девушек с русалочьими
хвостами, снимок девушки, только что вылупившейся из огромного яйца
(опубликованы в альбоме «Ле ню эстетик», составленном Э. Бояром в 1903
году). Несмотря на то что сейчас эти фотографии кажутся наивными и
вызывают лишь снисходительную улыбку, в них интересен нестандартный
подход к жанру ню.
В связи с широким распространением фотографии в 60-х годах XIX века
возросло также и количество авторов, работавших в жанре ню, а заодно и
количество судебных процессов, в которых были замешаны как фотографы,
так и распространители непристойных снимков. Известны случаи, когда
предприимчивые фотографы демонстрировали свои коллекции в гостиницах и
трактирах за определенную входную плату. Полиция преследовала
незадачливых предпринимателей, деятельность которых была оскорбительна
для общественного мнения.
Жанр ню — самый неоднозначный в художественной фотографии. Споры о
том, где кончается эротика и начинается порнография, сопровождают
фотографию обнаженной натуры с момента ее появления и не стихают по сей
день.
z
Ян Саудек. Торс 2, Реджина, 1976
Герхард Рибике. Две обнаженные в прыжке, 1925
z
Отношение к жанру со временем менялось, как менялись и идеалы
женской красоты. Томные барышни XIX века уступили место танцовщицам
парижских и берлинских кабаре, те, в свою очередь, — спортсменкам
1920-40-х годов. В это же время в творчестве немецкого фотографа
Герхарда Рибике появились фотографии ню в движении, а в XXI веке эту
тему продолжил его соотечественник Дитер Блюм.
В XX веке среди самых известных представителей жанра ню можно
выделить Хельмута Ньютона, Дэвида ЛаШапеля, Роберта Мэпплторпа и Яна
Саудека.
Немецкий фотограф Хельмут Ньютон — культовая фигура в эротической
фотографии XX века. Ньютон сотрудничал с лучшими глянцевыми журналами —
Playboy, Vouge, Harper’s Bazaar, его работы представлены в
художественных галереях США, Австралии, Европы. Стиль Ньютона
определяют как «агрессивную эротику» — длинноногие девушки на высоких
каблуках излучают сексуальную энергию и уверенность, что подчеркивается
любимым ракурсом съемки снизу вверх.
Американская поп-звезда фотографии Дэвид ЛаШапель
эпатирует откровенным китчем своих снимков. ЛаШапель от души веселится,
заставляя знаменитостей обливаться молоком и валяться в грязи.
Знаменитости довольны — ЛаШапель подобрал для каждого яркий
образ-клише, надолго остающийся в памяти.
Отдельно стоит сказать о работах Яна Саудека — чешского провокатора
в фотографии. Саудек ничего не приукрашивает и не идеализирует, в
отличие от большинства фотографов, работающих в жанре ню. Его
шокирующие снимки — размышления о бренности человеческого тела. Такой
подход к изображению обнаженного тела является совершенно отличным от
всего, созданного в жанре ню со времен классических образцов
древнегреческой скульптуры.
Роберт Мэпплторп
— классик черно-белой фотографии ню, его работы близки к эстетике
античных статуй, живописи Микеланджело и маньеристов. В них чувствуется
восхищение пластической красотой обнаженного тела. Выставка «Роберт Мэпплторп
и классическая традиция», проходившая в Московском доме фотографии в
2005 году, показала связь работ Мэпплторпа с классическим искусством
через сравнение его фотографий и гравюр маньеристов.
z
Фото Хельмута Ньютона
Дэвид Лашапель. Парижские развлечения, 2002
Источник: http://prophotos.ru/ |